Стоит ли доверять дешевым турам?
Многие считают, что ни при каких обстоятельствах нельзя доверять дешевым турам и каждая попытка приобрести такую услугу неизменно приведет ее покупателя в мышеловку. Разрешите не согласиться. Тщательно изучив историю возникновения низкобюджетных туристических программ, "Чук&Гек" утверждает: дешевые туры осчастливили миллионы граждан, поскольку открыли им возможность путешествовать. Единственная закавыка, которая может привести к обратному результату, - недостаточная осведомленность туриста об условиях поездки и включенных услугах. Важно понимать, на какой "сыр" покушаешься. Тогда и мышеловка не грозит.
Море за 200 у.е.
Путевки, предполагающие размещение в дешевых пляжных гостиницах 2-3*, пользуются хорошим спросом. И в этом есть резон: обычно такие отели абсолютно пригодны для жизни, хотя и отличаются от старших по "звездности" братьев рядом параметров. Как правило, базируются они на более дешевых курортах: например, в Турции, по словам директора агентства "Симбо" Елены Денисовой, такие варианты чаще всего предлагаются в Аланье. Набор услуг в подобных гостиницах ограничен (в частности, отсутствует тренажерный зал или детский клуб), дизайн интерьеров скромненький, белье меняют редко (1 -2 раза в неделю), питание такое, что не разгуляешься: к примеру, шведский стол предусматривает выбор не из 15 блюд, а из 3-5. Причем это вполне может именоваться all inclusive. В Шенгене такого не бывает - там экономичные варианты включают только завтрак.
Понижению цены способствуют также удаленность гостиницы от моря и отсутствие собственного "лежбища". Туристов, выбравших такое размещение, это обычно не смущает, равно как и то, что в отеле по вечерам им не предложат развлекательной анимационной программы.
Удешевление путевки не заканчивается гостиницей: чтобы добиться минимальной цены, туроператоры стараются сэкономить и на перелете, включая в программу чартерные вылеты из непрестижных аэропортов.
В общем, производители туропродукта стараются включить в ассортимент стабильно дешевые программы, рассчитывая привлечь малобюджетных туристов и тех, кто едет за границу с целью заработка, проще говоря, "шопников". Кстати, программа в Салоники сделана именно под них.
Форточка в Европу
Оборотная сторона дешевизны туров сити-формата, как правило, иная: там цена снижается за счет всевозможных неудобств и исключений из программы. Например, популярный авиатур в Париж за $399 подразумевает перелет ночным рейсом и не включает ни одной экскурсии (что может вылиться в серьезные дополнительные траты на месте для тех, кто едет во Францию с экскурсионной целью). Как утверждают в турфирмах, клиенты, заранее ознакомленные с условиями поездки, не испытывают никаких проблем, понимая, что, будь тур дороже, они никогда не смогли бы побывать в самом романтичном городе Европы.
А вот другой пример: часто спрашиваемые автобусные туры "По всей Европе - за 230 долларов". Иногда в одну такую поездку входит до пяти (!) ночных переездов! Впрочем, как считает директор агентства "Старый Город" Елена Попова, некоторым туристам такое построение маршрута даже нравится: ведь если проводишь ночь на колесах, то днем гуляешь по городу; а если спишь в отеле, большую часть дня съедает перегон до следующего пункта.
Есть и другие пути автобусной экономии: в частности, использование устаревших машин (без кондиционера или видео), отель, расположенный не в центре города, а на окраине. Бывает, что вместо квалифицированного и, соответственно, высокооплачиваемого гида (отдельные "монстры" берут до $1000 за поездку) на маршрут выпускается "бесплатная" девочка, способная разве что перемотать кассету в видеоустановке. Матерым автобусникам, отправляющим в путь тысячи туристов, такое положение дел представляется совершенно нормальным - они понимают, что работают в своей нише, на которую всегда найдется спрос.
Пожар по плану
Нет слов, более заманчивых для нашего человека, чем "горящая путевка". Многие путешественники со стажем вообще не бронируют туров заранее, надеясь, что за несколько дней до вылета цены упадут чуть ли не вдвое. Надежды частенько сбываются: ведь туроператор выкупает комнаты в отеле и заказывает чартерные перелеты порой аж на полгода. И если, скажем, в конце июля или в августе туристов будет хоть отбавляй, с постпраздничного мая до середины июня желающих отправиться в дальние страны оказывается куда меньше. А первое сентября менеджеры турфирм из-за отсутствия клиентов вообще считают черным днем календаря. Естественно, в такие периоды путевки "горят", как свечки, а скидки максимальны - и, право же, грех не воспользоваться возможностью слетать на неделю в Тунис в отель З* за $1 ВО! Правда, покупая путевку, надо быть готовым к некоторым особенностям низкосезонного сервиса: развлекательные программы нередко сокращаются или вовсе отменяются, шведский стол представлен куда меньшим количеством блюд. Да и обслуга не расстилается перед клиентами -ведь на щедрые чаевые от гостей, приехавших отдохнуть за 200 баксов, рассчитывать не приходится.
Маскировка под "горящие"
Естественно, в низкий сезон "горение" объяснимо и только на руку туристам, но в пиковые даты, к которым относятся майские, новогодние, ноябрьские праздники, а также июль и август, появление дешевых путевок нередко вызывает подозрение у профессионалов. С чего это вдруг оптовик начнет продавать хороший товар по дешевке, когда он и так нарасхват? Случается, что в сезон под видом "горящих" путевок сбываются обычные дешевые предложения, которые неизменно разочаровывают клиентов. Так что прежде чем радоваться счастью, доставшемуся за смешные деньги, проявите бдительность: просмотрите базовый прайс-лист или позвоните в несколько фирм, работающих на данном направлении, и узнайте стандартную стоимость гостиницы. Если она практически не отличается от того, что вам предложили под видом "горящей", сделайте выводы. Кажется, вас пытались обмануть.
Уцененка в запале борьбы
Тем и хороши правила, что из них бывают исключения. Иногда даже в высокий сезон можно купить вполне надежную "горящую" путевку, которая обойдется счастливчикам на 10, а то и 20% дешевле, чем остальным. Иногда цены стремительно падают из-за непредсказуемых колебаний спроса. "Вот, например, раньше больше всего туристов летело в Таиланд на Новый год, а прошлой зимой основной вал переместился на рождественские каникулы. Соответственно, в новогодние праздники образовался излишек чартерных самолетов, и в последний момент турфирмы были вынуждены сбросить цены", - рассказывает Елена Комарова, директор по туризму компании "ИнтАэр".
Но чаще достойные "горящие" предложения в высокий сезон появляются по другой причине: сразу несколько крупных фирм, стремясь забрать под себя как можно больше клиентов, поднимают собственные чартеры на курорт. И тогда самолетов оказывается столько, что заполнить их невозможно. А если конкурентам не удается договориться, им приходится продавать туры по дешевке, лишь бы не пустовали кресла, что, естественно, на руку туристам.
Вот, пожалуйста, стандартная ситуация, когда в пик сезона можно безбоязненно покупать "горящие" путевки. Однако прежде не помешает примитивная проверка: посмотрите предложения нескольких агентств и выясните, почем у них аналогичные туры. Дело в том, что обычно "горит" не один оператор - весь рынок "полыхает", как торфяные болота в засуху. Поэтому уцененные туры появляются практически у всех компаний, а на изумленный вопрос: "Почему так дешево?" - менеджеры отвечают примерно одинаково: "Слишком много самолетов".
Фортуна по дешевке
В сезон "горения" туров, несмотря на низкие цены, туроператоры не всегда могут реализовать весь скоропортящийся продукт. Чтобы решить эти проблемы, компании, специализирующиеся на массовых направлениях, активно пользуются системой "Фортуна". Ее суть состоит в следующем: путешественнику предлагают оплатить самый дешевый отель выбранной категории, но название гостиницы, где ему предстоит отдохнуть, он узнает только за день до вылета, а то и вовсе на месте (и изменить уже ничего не удастся). Если повезет, можно оказаться в одной из лучших гостиниц, не повезет - поселят в слабеньком отеле.
Туристы "Фортуну" не любят за непредсказуемость: хочется ведь, сэкономив деньги, "подгадать" хотя бы один из важных компонентов отдыха, будь то расположение отеля или набор услуг. Другой бесспорный минус - не слишком привлекательных предложений в "Фортуне" процентов 80, а потому вероятность попадания в хороший отель невелика. "Можно достаточно безопасно путешествовать по данной системе в европейских странах, где отельная база относительно унифицирована, - говорит менеджер компании "Золотой Век" Елена Тимофеева, - а вот отправляясь в Египет или Тунис, я бы не рекомендовала крутить эту рулетку".
И тем не менее для людей, стремящихся "просто к морю" (особенно если море это околоевропейское), "фортунный" вариант, скажем так, вполне приемлем в силу своей дешевизны. Представьте себе, что в середине мая турфирмы предлагали по этой системе слетать в Испанию на неделю в гостиницу З* с завтраком и ужином за... $130.
Где не бывает "горящих" путевок
Безнадежно ждать хоть сколько-нибудь заметных скидок на отели мировых цепочек, особенно работающих по клубной системе (к примеру, турецкая сеть Magic Life и проч.). Владельцы таких гостиниц считают, что для их клиентов $200 роли не сыграют, а привлечение другой, более демократичной публики плохо отразится на атмосфере отеля. "Сам клубный продукт настолько дорог, что уценивать его нет смысла, - говорит руководитель "Агентства на Цветном бульваре" Мария Никулина. - Мы продаем отдых по системе Club Med уже шесть лет, и за это время даже в самые критические для туриндустрии моменты (например, в период политических недоразумений в Турции) скидки на наши клубы не превышали 10%".
Слабо купить несуществующий тур? Пожалуйте в мышеловку
Помните старый анекдот: двое договорились продать вагон масла, один пошел искать деньги, другой - масло. В туризме тоже такое бывает: клиенты покупают дешевые туры, которых... вовсе нет. Потому что туроператор, у которого они напрямую или через агента приобрели путевку просто-напросто продал им "воздух": деньги собрал, а об услугах, чаще всего о перелете, не позаботился. Да, вот так. Зачастую авантюрные турфирмы, сомневаясь, что сумеют заполнить самолет пассажирами, предпочитают сперва собрать деньги, а уж потом искать борт. Надо сказать, не всегда, особенно в высокий сезон, это им удается. И если с поиском партнера по перевозке случаются проблемы, туристам грозит одно из трех испытаний: за день до вылета получить уведомление от туркомпании об отмене поездки, или узнать то же в аэропорту, или просидеть в зале ожидания энное количество времени и улететь-таки, не будучи уверенным, что кому-то захочется вернуть горемык обратно.
Защита от попадания в такую мышеловку только одна - доверять свой отдых надежным фирмам, которых коллеги уважают за добросовестность в выполнении обязательств. О, как красиво звучит! Еще приятнее, что такие компании есть практически на каждом популярном направлении туризма.
|